Институт политической регионалистики


Новая страница

Астраханская область

Астраханская о́бласть — субъект Российской Федерации, относится к Южному федеральному округу.

Административный центр области — город Астрахань
Астраханская область по территории (44,1 тыс. км²) занимает 6-е место из 8-ми регионов Поволжья

Площадь - 44 100 км²

 

Природные условия

Расположена на Прикаспийской низменности, при впадении реки Волги в Каспийское море. Большую часть территории области занимает полупустыня. Климат резко засушливый с нарастанием засушливости с запада на восток. Полупустынные территории используют в основном как пастбища. Особый природный ареал представляет Волго-Ахтубинская долина, переходящая в обширную дельту. Заливаемые полыми водами на длительный период пространства дельты служат нерестилищем для важных промысловых рыб — осетра, севрюги, белуги и др.

 

Население

По населению (1000,9 тыс. чел. на 1 января 2008 года) — 52-е место в России, по плотности населения (22,7 чел/км²) Астраханская область — 41-й регион в РФ (без Москвы и С-Петербурга), 7-е место в Поволжье. В дельте Волги плотность населения намного выше. По уровню урбанизации (удельный вес городского населения — 66,9 %) — 6-е место в Поволжье и 48-е место в РФ (2008 год)

 

Национальный состав

Большинство населения области (70 %) составляют русские. Второй по численности народ — казахи (14,3 %), самая крупная казахская община по субъектам федерации. Астраханская область является историческим местом проживания татар (включая астраханских и юртовых говорящих на отдельных диалектах), ногайцев (в большинстве карагашей) и туркмен.

 

Народ

Численность в 2002 году, тыс.

 

Русские

700,6 (70,0 %)

Казахи

142,6 (14,3 %)

Татары

70,6 (7,0 %)

Украинцы

12,6 (1,2 %)

Чеченцы

10,0 (1 %)

Азербайджанцы

8,2

Армяне

6,3

показаны народы c численностью более 5 000 человек

 

 

 

Полезные ископаемые

Природные ресурсы: природный газ, нефть, соль, гипс. Запасы нефти можно оценить примерно в 300 млн т., глубина залегания — от 2 до 5 км.

 

Основные отрасли промышленности

Отрасль топливной промышленности является главной отраслью специализации Астраханской области (около 60 % производства в РФ), так как здесь находится Астраханское газоконденсатное месторождение, крупнейшее в европейской части России. На базе этого газоконденсатного месторождения работает Астраханский газовый комплекс, включающий газопромыслы и газоперерабатывающий завод. Комплекс специализирован на выпуске технической газовой серы, автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, пропанобутановой фракции. В области развито машиностроение (судостроение, производство кузнечнопрессового оборудования, компрессоров и др.), так как г. Астрахань — крупнейший центр судостроения и судоремонта.
По сравнению с 1990-ми годами, к 2003 году значительно увеличилась доля продукции топливной промышленности Астраханской области в РФ (с 8 % до 60 %) и электроэнергетики (с 2 % до 11 %), за счет критического состояния промысловых запасов Каспийского бассейна заметно сократилась доля продукции пищевой промышленности (с 36 % до 9 %), а также произошло сокращение доли продукции легкой промышленности (с 22 % до 1 %). Наилучшие среднедушевые коэффициенты по производству металлорежущих станков — 4 (четвертое место среди всех учитываемых видов промышленной продукции по регионам РФ), газ естественный — 2.4, первичная переработка нефти — 1.7, крупа— 1.7

 

Внутренние различия, специализация городов

Астрахань (основана в 1558, около 500 тыс. чел. (2007) — главный промышленный центр области. Промышленный комплекс города представлен судостроением, целлюлозно-бумажным производством, рыбоперерабатывающей промышленностью. Лидирующие отрасли промышленности — машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность. В регионе практически неисчерпаемые запасы газа, нефти, серы. В целом промышленность города остается убыточной. В основном это влияние топливной промышленности, на долю которой приходится треть убытков промышленности, а также подотрасли машиностроения «cудостроительная и радиопромышленность» и электроэнергетики. При этом убытки промышленности в сравнении с 2002 сократились на 28,9 %.

Ахтубинский район (около 30,2 тыс. чел.) расположен в северо-восточной части области. На его территории расположены два крупнейших в России военных полигона, филиалы предприятий оборонной промышленности. Основные предприятия — ОАО «Бассоль» (производство пищевой продукции), ОАО «Минерал-Кнауф» (производство стройматериалов), ОАО «Ахтубинский ССРЗ» (машиностроение), ОАО «Консервный завод» и ЗАО «Ахтубинский мясокомбинат».

Камызякский район (около 50,3 тыс. чел.) занимает ведущие позиции в Астраханской области по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Основные направления сельского хозяйства — овощеводство, бахчеводство, рисоводство, мясомолочное скотоводство. Промышленность района представлена следующими отраслями: судостроительная (одно из старейших предприятий — ОАО «Волго-Каспийский СРЗ»), легкая, полиграфическая, мукомольно-крупяная, производство строительных материалов и др.

 

Административное деление

Область разделена на города областного значения — Астрахань, Ахтубинск и закрытое административно-территориальное образование город Знаменск, а также 11 муниципальных районов:

Ахтубинский район

Володарский район

Енотаевский район

Икрянинский район

Камызякский район

Красноярский район

Лиманский район

Наримановский район

Приволжский район

Харабалинский район

Черноярский район

 

 

Города

 

Населённые пункты с количеством жителей выше 5 тысяч
по состоянию на 1 января 2007 года

Астрахань

500,2

Лиман

9,1

Ахтубинск

42,6

Верхний Баскунчак

8,4

Знаменск

32,3

Енотаевка

8,0 (2003)

Харабали

18,1

Черный Яр

8,0 (2003)

Камызяк

16,1

Красные Баррикады

6,4

Красный Яр

10,9 (2003)

Капустин Яр

6,0 (2005)

Нариманов

10,9

Старокучергановка

5,7 (2003)

Икряное

9,9 (2003)

Никольское

5,3 (2003)

Володарский

9,6

 

 

 

 

Экономика

Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. На протяжении последних лет Астраханская область демонстрирует устойчивые темпы роста ВРП и других важнейших показателей социально-экономического развития. Область занимает первое место по уровню средней заработной платы в Южном федеральном округе, по располагаемым денежным доходам на одного члена домохозяйства и по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, имеет третье место по производству промышленной продукции на душу населения.

Показатели

Единица измерения

2001

2002

2003

2004

2005

Валовой региональный продукт

млрд. руб.

36,4

45,2

54,1

62,6

76,5

Темп к предыдущему году

%

108,4

104,6

102,1

102,7

104,4

Среднемесячная заработная плата

руб.

2661

3530

4431,6

5495,4

6884

Темп к предыдущему году

%

140,1

132,7

125,5

124,0

125,3

Уровень зарегистрированной безработицы (к экономически активному населению)

%

1,9

2,1

2,1

2,7

2,6

В то же время, анализ показывает, что экономический рост региона был во многом обусловлен благоприятными макроэкономическими условиями развития российской экономики и носил, преимущественно, экстенсивный характер, слабо связанный с ростом производительности труда и капитализацией, и базировался на эксплуатации ресурсов, унаследованных от предыдущего периода. В первую очередь речь идет об эксплуатации производственного потенциала бассейна реки Волги - месторождений углеводородов, эксплуатации уникальных рекреационных возможностей дельты Волги и Волго-Ахтубинской поймы, рыбных ресурсов реки и Каспия.

В настоящий момент ресурсы, обеспечивавшие рост экономики области на протяжении последнего десятилетия, существенным образом ограничиваются:

1.Меняются общие макроэкономические условия хозяйствования:

  • Сократился разрыв между уровнем валютного курса и паритета покупательной способности.
  • Тарифы естественных монополий приблизились к додефолтным показателям, доля оплаты труда в ВВП превысила их.
  • Рабочая сила перестает быть дешевой. При этом квалифицированной и качественной рабочей силы хронически будет не хватать, а разные сектора экономики будут конкурировать между собой за квалифицированные кадры.
  • Внутренние цены на сырьевые товары практически выровнялись с мировыми, а в целом ряде товарных групп превышают их на 20-30%.
  • Тарифы естественных монополий будут стремиться к выравниванию с мировыми. Прогнозируемый рост энергетических тарифов на 100-150% в течение двух-трех лет приведет к тому, что совокупный объем затрат ряда отраслей российский промышленности возрастет на 14-20%.
  • Ресурсы снижения фискальной нагрузки на экономику также практически исчерпаны.

2. Хотя в целом демографическая ситуация в Астраханской области чуть лучше, чем в среднем по России, однако свободных ресурсов квалифицированной рабочей силы , к тому же конкурентоспособной в глобальном масштабе, в регионе нет. Основная причина сокращения численности населения - естественная убыль. Коэффициент естественной убыли населения по области составил в 2004 году 2,6 на 1000 человек населения (для сравнения: по России - 5,6, по ЮФО - 1,3, по Волгоградской области - 5,8). При этом переброска рабочей силы между отдельными секторами экономики потребует усилий не столько даже инфраструктурного характера, сколько в сферах администрирования и культурной политики.

3. Есть основания прогнозировать рост бюджетных обязательств Астраханской области, связанный с устойчивым ростом зарплат в бюджетном секторе, наращиванием финансирования социальной сферы и пособиями на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом область не перешла к современным форматам управления бюджетными ресурсами (к бюджетированию, ориентированному на результат и т.д.).

4. Доступный портфель ресурсов области, обеспечивавший рост в предыдущие годы и связанный с производственным потенциалом Волго-Каспийского бассейна, близок к исчерпанию:

a.       Добыча углеводородов, несмотря на их большие запасы (2,6 трлн. куб. м газа) и на рост добычи в 90-х годах, сдерживается целым рядом неблагоприятных обстоятельств. Во-первых, особенностями состава углеводородов каспийской синеклизы и технологической сложностью их переработки. Во-вторых, добыча газа и нефти осуществляется двумя структурами - "ООО "Астраханьгазпром" и ТПП "Астраханьморнефтегаз" филиал ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть". Следовательно, сектор поставлен в зависимость от их инвестиционных планов и открытия доступа "к трубе". Известно, что ни для "Газпрома", ни для "ЛУКойла" развитие нефтегазового и нефтегазохимического сектора области не является приоритетом первой очереди, а корпоративная политика данных компаний (прежде всего, в сфере транспортных инфраструктур) препятствует приходу в область новых инвесторов.

b.      Происходит последовательное истощение рыбных ресурсов области. Браконьерский и неучтенный промысел, низкая эффективность рыбоохранных мероприятий по причине чрезмерного количества рыбоохранных структур, а также практически полное с 1990 года прекращение рыбоводно-мелиоративных работ в дельте и авандельте реки Волги привели к тому, что практически полностью потеряла промысловое значение популяция каспийский осетровых, а промысловые запасы полупроходных и речных видов рыб сократились за этот период в два раза. В настоящий момент рыбная промышленность Астраханской области обеспечивает примерно 0,7% ВРП и, кроме того, загрузку судостроения и "теневые доходы" для значительной части населения. Водные биологические ресурсы являются самовосстанавливаемыми, и большинство из них имеет относительно короткий биологический цикл, поэтому прогнозировать их состояние нобходимо в связи с реализацией вышеуказанных мероприятий. Однако в случае непринятия неотложных мер к 2020-2030 гг. эксперты прогнозируют резкое сокращение рыбных ресурсов и возможность утраты стратегического значения отраслью.

c.       Без коренной технологической модернизации нельзя ожидать быстрого роста в сельском хозяйстве. Поливное овощеводство, широко развитое в области в советское время, стало определенного рода ловушкой в годы реформ: обширная ирригационная сеть области и связанное с ней крупное интенсивное овощеводство оказались без должного финансирования и пришли в упадок. Площадь земель с регулярным орошением в области составляла 222,5 тыс. га, из них используется около 70 тыс. Более 68% орошаемых земель непригодны из-за неудовлетворительного состояния: утраты надежности оросительной сбросной сети, засоленности, заболачивания и нуждаются в проведении неотложных работ по реконструкции. Восстановление интенсивного овощеводства в настоящее время требует огромных вложений на реконструкцию ирригационной системы, кроме того нужна институциональная реформа в системе прав собственности на ирригационные сети и в системе распределения водных ресурсов. Область существенным образом проигрывает другим регионам Юга России (в первую очередь, Краснодарскому и Ставропольскому краю) с точки зрения привлекательности инвестиций.

d.      Астраханский воднотранспортный узел (АВТУ) является обустроенным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков. АВТУ включает в себя порты Астрахань, Оля и Бузан-порт. Всего в Астраханской области на территории этих портов работают 20 стивидорных компаний, из них 18 специализируются на перевалке сухих грузов и 2 - на наливных грузах. Модернизируются железнодорожные станции Аксарайская-1 и Аксарайская-2, через которые к тому же идет постоянно растущий поток грузов на Казахстан. Но будучи весьма перспективным в силу особенностей географического положения для развития транспорта (пассажирский транспорт - 1,9% ВРП, грузовой - 12,1%), Астраханский регион так и не стал территорией размещения крупного мультимодального транспортного узла. Более того, конкуренция в сфере перевозок по направлению МТК "Север-Юг" постоянно возрастает. Растет объем морских перевозок традиционными путями (через Суэц) и по новому транспортному коридору TRACECA, поддерживаемому ЕС. В целом, рост объемов транспортных перевозок в области до сих пор является неустойчивым.

e.       Статистика и экспертные оценки показывают, что на территории области осуществляют деятельность около 500 субъектов турбизнеса. Из них только чуть более 100 имеют лицензии "легальных" рыболовно-охотничьих баз и туристических агентов. Обследования сектора показывают, что в данный момент никто из существующих "игроков" не заинтересован в развитии новых туристических продуктов. Участники рынка действуют только в рамках уже сложившегося пакета турпродуктов: туристические программы по рыбалке, охоте, круизам. Еще целый ряд как субъективных (преобладание "теневых" услуг, деконцентрация финансовых потоков в отрасли, низкая культура производства и пр.), так и объективных причин (неразвитость туристической, транспортной и прочей сервисной инфраструктуры, конфликт за ресурс с рыбной отраслью) сдерживает развитие туристического сектора в области. Более того, согласно экспертным оценкам, к 2020 году риск истощения рыбных ресурсов может весьма негативно сказаться на состоянии туризма. Экологическая нагрузка от деятельности туроператоров и пребывания туристов на многих участках дельты Волги уже является предельной.

5. Разные виды хозяйственной деятельности, эксплуатирующие производственный потенциал Волго-Каспийского бассейна, уже вступают в противоречие между собой, конкурируя за один и тот же ресурс - территорию и воду. Существует объективное противоречие между энергетикой (Волгоградская ГЭС), с одной стороны, и пользователями биоресурсов, с другой. Как считают специалисты КаспНИИРХ, для более или менее нормального воспроизводства рыбы и луговых трав (корма для скота и субстрата для нереста рыбы) необходимо ежегодно расходовать 120-130 куб. км воды. Их оппоненты, указывая на связанную с этим недовыработку 1,5-3 млрд. кВт-час электроэнергии, считают подобные требования некорректными и завышенными. Точно так же за рыбные ресурсы Волги и Каспия конкурируют представители промышленного рыболовства (лоббируют ограничения промысла рыбы для туристов) и туристического сектора (указывают на то, что доход от туристического рыболовства на внутренних пресных водоемах в мире в 4-6 раз выше, чем в промышленном). Параллельно, серьезнейшим фактором загрязнения для водотоков и водоемов области выступает Астраханский газоконденсатный комбинат, который выделяет в атмосферу десятки тысяч тонн сернистого ангидрида, ведущего к образованию кислотных дождей.

В связи с этим в территориальном зонировании области выделяются конфликтные зоны функционального использования:

1.      зона конфликта между рисоводством и рыбной отраслью;

2.      между рыбной отраслью и природным комплексом Волжской дельты;

3.      между рекреационной функцией озера Баскунчак и соледобывающей промышленностью и пр.

6. Очевидно, что в Каспийском регионе в ближайшие годы произойдет изменение функциональной специализации территорий (выделение центров производства и дистрибуции, международных транспортных узлов, крупных урбанистических центров, стягивающих на себя культурные и политические ресурсы). Астраханская область, включенная в геоэкономическую ситуацию в Каспийском макрорегионе, может оказаться на периферии этих процессов. С одной стороны, это зависит от общего вклада России в рост экономики региона, эксплуатирующего углеводородные ресурсы Прикаспийских территорий. С другой стороны, это отражает ограниченность собственного предложения для быстро растущих экономик стран-соседей.

Для всех стран Каспийского бассейна характерен достаточно стабильный экономический рост на протяжении последних 5-6 лет. Можно предположить, что эта страновая группа вступила в полосу относительно устойчивого развития – притом, что все они обладают своей специфической структурой экономики. Близкие по своим масштабам темпы роста при различии базовых потенциалов формируют заказ на создание общих рамок интеграции, где каждый из элементов находит свое функциональное место. Иными словами, сложилась ситуация, когда процесс регионализации и специализации внутри его контура может оказаться востребованным. Экономический рост стран региона и проступающий на его динамике потенциал региональной интеграции формирует место для потенциального регионального лидера идущих процессов.

По объективным показателям наиболее близок к этой позиции Казахстан. И темпы его роста (на уровне 9% в год), и качество жизни (ВВП на душу населения уже сравнялось с российскими показателями) позволяют говорить о том, что страна вступила в фазу новой индустриализации и стремится войти в мировые экономические связи.

Ситуация с Ираном значительно менее очевидна. Эта страна проходит фазу первичной индустриализации и сосредоточена на внутренних проблемах развития. К тому же, вектор ее интересов лежит, скорее, в направлении развития своей портовой инфраструктуры в Персидском заливе, откуда добываемая в Иране нефть переправляется танкерами в Китай – один из самых долгосрочных потребителей углеводородов. До настоящего времени возможности интеграции Ирана в мировые экономические процессы ограничивались вето, наложенным США на вступление страны в ВТО. Но после того, как в этом году вето было аннулировано, и Всемирная торговая организация подтвердила, что готова начать переговоры о приеме в свои ряды Ирана, большинство аналитиков считают сегодняшний Иран одним из наиболее вероятных кандидатов на вакантное место лидера ближневосточной экономики.

Азербайджан, хотя и обладает большими, чем на российском Каспии, запасами сырья (нефти и газа), имеет моноотраслевую экономику и значительно более зависим от рынков нефти, чем его соседи. В зоне его интересов – транспортная инфраструктура нефти и газа (Баку – Джейхан) и лишь отчасти более сложные транспортные сети (ТРАСЕКА). В этом смысле, вряд ли Азербайджан будет претендовать на региональное лидерство, но влиять на региональный рынок нефтедобычи он, безусловно, может.

Рост экономики Турции (9%) и Армении (8%) также превышает средний показатель по России и значительно опережает показатели Юга России, в том числе, и Астраханской области. В целом, это означает, что в случае ускорения процессов интеграции Прикаспия и разрешения ряда политических противоречий конкуренция за лидерство в регионе будет обостряться, что потребует от ее участников принципиально иной стратегии действий и иного способа капитализации своих конкурентных преимуществ.

7. Низкий уровень (по сравнению со средним по России) урбанизации области и обустройства городов чреваты понижением инвестиционного потенциала области, оттоком наиболее квалифицированных и мобильных кадров, переносом за пределы области штаб-квартир крупных компаний, проигрышем региона в соревновании за привлечение новых высокотехнологичных бизнесов. Как результат: темпы роста, которые показывает экономика область, ниже, чем у ряда соседних субъектов Федерации. В частности, темпы роста Ростовской области составляют на настоящий момент порядка 15% в год по сравнению с 3,5% в Астраханской области. С другой стороны, можно найти и другие отличия по сравнению с территориями-соседями российского Юга. Так, например, Краснодарский край, формально находящийся на одном уровне с Астраханской областью и переживающий, казалось бы, похожий спад темпов роста, располагается в своем инвестиционном рейтинге РА «Эксперт» значительно выше области и, по мнению многих экспертов, готовит инфраструктурные и организационно-правовые условия для следующего этапа развития. В Краснодарском крае и Ростовской области в последние годы можно наблюдать признаки как российского, так и западного трансферта технологий и капиталов на Юг России. Кроме того, уже сегодня существует вовлеченность значительной части территории (30%) и населения (более 100 тыс. чел. – более 10% общей численности) области в зону влияния и хозяйственные связи другого регионального центра – Волгограда. Область фактически разделена на две части, ориентирующихся на разные центры.

Названные факторы как макроэкономического, так и регионального характера могут стать критическими для социально-экономического развития области. Вполне реальна ситуация, когда на следующем шаге развития старый портфель ресурсов уже не сможет обеспечивать роста, опережающего развитие соседних российских и зарубежных территорий и, следовательно, будет неизбежно приводить к вымыванию ресурсов области (в первую очередь, людей и капиталов).

Для обеспечения собственной конкурентоспособности Астраханской области необходима Стратегия социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективу, включающая в себя общие сценарные возможности данного развития, выделение целей, которым оно должно служить, и определение механизмов достижения целей.

 

Губернатор Астраханской области

 

Александр Жилкин

 

Комиссии и советы при Губернаторе и Правительстве Астраханской области

  • Антитеррористическая комиссия Астраханской области
  • Координационный совет при Губернаторе Астраханской области по общественной и экономической безопасности и борьбе с преступностью и коррупцией
  • Антикоррупционный совет при Губернаторе Астраханской области
  • Консультативный совет по вопросам малого предпринимательства при Губернаторе
  • Общественный Совет при Губернаторе Астраханской области
  • Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы в Астраханской области
  • Совет по морской деятельности при Губернаторе Астраханской области
  • Совет глав муниципальных образований при Губернаторе Астраханской области
  • Координационный совет по вопросам повышения заработной платы и борьбе с нарушениями трудовых прав работников в Астраханской области
  • Инвестиционный совет при Губернаторе Астраханской области
  • Территориальный рыбохозяйственный совет Астраханской области
  • Попечительский совет при Губернаторе Астраханской области по содействию в подготовке спортсменов футбольного клуба «Волгарь-Газпром» к успешному выступлению на чемпионатах России по футболу
  • Попечительский совет при Губернаторе Астраханской области по возведению памятника Петру I в г. Астрахани
  • Общественный совет при учреждениях исполнения наказания уголовно-исполнительной системы Астраханской области
  • Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области
  • Совет по нормотворческой деятельности при Губернаторе Астраханской области
  • Совет по жилищной политике при Губернаторе Астраханской области
  • Совет по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития Астраханской области при Губернаторе Астраханской области
  • Совет по реализации приоритетного национального проекта «Образование»
  • Совет по проведению административной реформы в Астраханской области
  • Совет по аквакультуре Астраханской области
  • Совет по предпринимательству при Губернаторе Астраханской области
  • Молодежный совет при Губернаторе Астраханской области
  • Попечительский совет при Губернаторе Астраханской области по содействию Астраханскому региональному общественному фонду «Орёл» по возрождению и сохранению историко-культурного наследия в восстановлении первого русского военного парусного корабля «Орёл»
  • Совет при Губернаторе Астраханской области по физической культуре и спорту
  • Комиссия по координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Астраханской области в части исключения избыточных проверок финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов
  • Рабочая группа по расходованию средств резервного фонда Правительства Астраханской области
  • Комиссия по промышленной и экологической безопасности
  • Комиссия по развитию информационно-коммуникационных технологий на территории Астраханской области
  • Комиссия по переходу к программно-целевому планированию деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области
  • Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений
  • Комиссия по вопросам организации торговли социально значимыми товарами и оказания социально значимых услуг
  • Комиссия по издательской деятельности на территории Астраханской области
  • Межведомственная комиссия по взаимодействию в области организации и осуществления охраны окружающей среды, животного мира, охоты, рыболовства и туризма
  • Комиссия по адаптации неформального рынка труда и борьбе с нарушениями трудовых прав работников
  • Комиссия по развитию рыбоперерабатывающих предприятий на территории Астраханской области
  • Областная межведомственная комиссия по упорядочению деятельности розничных рынков, в том числе по регулированию внешней трудовой миграции на розничных рынках Астраханской области
  • Комиссия по вопросам предоставления жилищных субсидий государственным гражданским служащим Астраханской области
  • Комиссия по развитию футбола на территории Астраханской области
  • Межведомственная комиссия по развитию электроэнергетики Астраханской области
  • Комиссия по мобилизации дополнительных доходов в консолидируемый бюджет Астраханской области
  • Временная комиссия при Правительстве Астраханской области по выплате компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно
  • Санитарно-противоэпидемиологическая комиссия Администрации области
  • Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий
  • Призывная комиссия Астраханской области
  • Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Астраханской области
  • Комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей
  • Комиссия по рассмотрению отдельных вопросов государственной гражданской службы Астраханской области
  • Координационная комиссия по развитию научно-инновационных процессов в Астраханской области
  • Комиссия при Губернаторе области по рассмотрению представлений к награждению государственными наградами Российской Федерации
  • Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • Чрезвычайная противопаводковая комиссия при Правительстве Астраханской области и мероприятиях, связанных с пропуском весеннего половодья
  • Межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту
  • Межведомственная координационная комиссия областной службы медицины катастроф
  • Областная межведомственная комиссия по вопросам контроля за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств, реализуемых в Астраханской области
  • Областная межведомственная комиссия по сахарному диабету
  • Комиссия по вопросам банковской деятельности
  • Комиссия по содействию занятости населения
  • Межведомственная комиссия по профилактике и борьбе с туберкулезом, со СПИДом и заболеваниями, передающимися половым путем
  • Комиссия по охране труда
  • Межведомственная комиссия по социально-демографическим вопросам
  • Межведомственная комиссия по контролю за техническим состоянием зданий зрелищных учреждений
  • Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Областная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в летний период
  • Комиссия по обеспечению жилищных прав несовершеннолетних
  • Комиссия по распределению субсидий на погашение части суммы займа (кредита) молодым семьям – участникам областной программы по обеспечению жильем молодых семей
  • Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи
  • Комиссия по антикризисному управлению
  • Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения
  • Комиссия по безопасности на транспорте
  • Постоянно действующая комиссия по координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в собственности Астраханской области
  • Межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания
  • Областная комиссия по реализации соглашений о разделе продукции месторождений углеводородного сырья
  • Комиссия по назначению специальных (Губернаторских) стипендий Астраханской области
  • Комиссия по вопросам помилования на территории Астраханской области
  • Территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Областная комиссия по списанию мелиоративных систем и переводу мелиорированных земель в немелиорированные
  • Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников
  • Комиссия по вопросам предоставления государственных гарантий Астраханской области муниципальным образованиям
  • Межведомственная комиссия по определению долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства
  • Областная межведомственная комиссия по организации взаимодействия государственных контролирующих органов и осуществления контроля за законностью оборота алкогольной продукции

 

 

Администрация Губернатора

Руководитель администрации Губернатора Астраханской области

Шантимиров Канат Зенетуллаевич

Заместитель руководителя администрации Губернатора Астраханской области - начальник Государственно-правового управления администрации Губернатора Астраханской области

Зотеева Галина Александровна

Заместитель руководителя администрации Губернатора Астраханской области

Сандаков Николай Дмитриевич

Начальник отдела протокола Губернатора Астраханской области

Макаров Игорь Витальевич

Начальник Государственно-правового управления администрации Губернатора Астраханской области

Зотеева Галина Александровна

Руководитель секретариата Губернатора Астраханской области

Евшевский Игорь Анатольевич

Руководитель секретариата вице-губернатора – председателя Правительства Астраханской области

Погорелов Дмитрий Владимирович

Руководитель секретариата руководителя администрации Губернатора Астраханской области

Черников Андрей Владимирович

Начальник Управления делопроизводства администрации Губернатора Астраханской области

Брякина Татьяна Михайловна

Начальник Управления государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора Астраханской области

Гильдеева Нина Гавриловна
22-54-71

Начальник Управления мобилизационной подготовки администрации Губернатора Астраханской области

Калюжный Сергей Владимирович

Начальник Управления пресс-службы и информационной политики администрации Губернатора Астраханской области - пресс-секретарь губернатора Астраханской области

Филатова Наталия Владимировна

Начальник Управления по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Губернатора Астраханской области

Монин Вадим Владимирович

Начальник Управления по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области

Максимов Валерий Петрович

Начальник Управления по работе с воинскими формированиями и правоохранительными органами администрации Губернатора Астраханской области

Хватков Владимир Михайлович

Начальник Управления по работе с обращениями граждан администрации Губернатора Астраханской области

Сапрыкин Иван Михайлович

Управляющий делами Губернатора Астраханской области

Сизов Вадим Иванович

Начальник отдела по защите государственной тайны администрации Губернатора Астраханской области

Нефедов Вячеслав Михайлович

 

Правительство

Вице-губернатор – председатель Правительства Астраханской области

Маркелов Константин Алексеевич

Заместитель председателя Правительства Астраханской области по инвестиционной политике и имуществен-ным отношениям

Султанов Расул Джанбекович

Заместитель председателя Правительства Астраханской области по социальной политике

Чалов Виктор Владимирович

Заместитель председателя Правительства Астраханской области – министр промышленности, транспорта и связи Астраханской области

Терсков Сергей Константинович

Заместитель председателя Правительства Астраханской области - министр сельского хозяйства Астраханской области

Нестеренко Иван Андреевич

Заместитель председателя Правительства Астраханской области – министр строительства и дорожного хозяйства Астраханской области

Мухатов Табарак Дюсембаевич

Заместитель председателя Правительства Астраханской области – министр финансов Астраханской области

Миронов Станислав Константинович

Заместитель председателя Правительства Астраханской области – министр экономического развития Астраханской области

Щербаков Владимир Романович

Заместитель председателя Правительства Астраханской области – руководитель представительства Губернатора Астраханской области при Правительстве Российской Федерации

Королев Николай Николаевич

Министр здравоохранения Астраханской области

Акишкин Виктор Георгиевич

Министр имущественных и земельных отношений Астраханской области

Попова Нина Викторовна

Министр культуры Астраханской области

Полевой Борис Георгиевич

Министр международного сотрудничества Астраханской области

Кабикеев Аскар Николаевич

Министр образования и науки Астраханской области

Гутман Виталий Александрович

Министр по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и охране окружающей среды Астраханской области

Белинский Борис Исаевич

Министр социального развития и труда Астраханской области

Лукьяненко Екатерина Анатольевна

Полномочный представитель Губернатора Астраханской области в Государственной Думе Астраханской области и представительных органах местного самоуправления - министр Астраханской области

Гурьянова Виктория Валентиновна

Министр жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области

Яровой Николай Иванович

 

Муниципалитеты

Глава муниципального образования «Город Астрахань»

Боженов Сергей Анатольевич

Глава муниципального образования «Ахтубинский район»

Фурик Алексей Александрович

Глава муниципального образования «Володарский район»

Миндиев Батыршин Гафурович

Глава муниципального образования «Енотаевский район»

Анишко Михаил Юрьевич

Глава муниципального образования «ЗАТО Знаменск»

Лих Виктор Николаевич

Глава муниципального образования «Икрянинский район»

Блинков Александр Юрьевич

Глава муниципального образования «Камызякский район»

Багринцев Виктор Владимирович

Глава муниципального образования «Красноярский район»

Савкин Владимир Федорович

Глава муниципального образования «Лиманский район»

Феньков Яков Александрович

Глава муниципального образования «Наримановский район»

Скворцов Владимир Петрович

Глава муниципального образования «Приволжский район»

Боярчук Лев Васильевич

И.о. Главы муниципального образования «Харабалинский район»

Квартников Александр Георгиевич

Глава муниципального образования «Черноярский район»

Колесов Александр Васильевич

 

 

Администрация Астраханской области

Астрахань. Географический домен региона

Губернатор Астраханской области

Астрахань готовится к 450-летнему юбилею

Портал Астрахань. WS

Центральный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Москва
Южный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Ростов-на-Дону
Северо-западный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Санкт-Петербург
Дальневосточный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Хабаровск
Сибирский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Новосибирск
Уральский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Екатеринбург
Приволжский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Нижний Новгород

©2009. «Институт политической регионалистики».
Все права защищены.

Информационно-консультативное агентство Регион-Прогноз Яндекс цитирования Информационно-аналитическое агентство Полит-Прогноз